Отправить заявку
Преднатяг обеспечивает надежностью и безопасностью соединение во всевозможных конструкциях. Особенно важен он при сборке в авиационной и тяжелой промышленности. Преднатяг – не просто затягивание болта, а создание контролируемого внутреннего напряжения в крепежном элементе. При использовании метода гайка ОСТ 1 33033-80 или другой крепеж помогают создать высоконадежное соединение, продлить срок службы техники и избежать аварийных ситуаций.
Преднатяг — это осевая сила, создаваемая в болте в процессе его закручивания, которая удерживает детали вместе за счет трения. Когда гайка или головка болта затягивается, крепежный элемент растягивается, а соединяемые детали сжимаются. Эта сила сжатия называется преднатягом. Главная цель последнего гарантия того, что соединение не ослабнет под действием нагрузок.
У правильного преднатяга есть определенное условия. Он выбирается так, чтобы всегда превышать максимальную нагрузку. Последняя действует в основном на сжатые детали. Напряжение в самом болте остается постоянным. Это крайне важно, так как циклические изменения напряжения являются основной причиной усталостного разрушения крепежа.
В авиационной технике, промышленных машинах и различном оборудовании, где присутствуют высокие динамические и вибрационные нагрузки, недостаточное усилие затяжки может привести к катастрофическим последствиям. Поэтому монтаж с преднатягом является обязательным. Такой метод решает несколько задач:
Вибрация может вызвать самооткручивание болта, если преднатяг недостаточен. Правильное использование метода позволяет жестко фиксировать резьбовое соединение. Собранные конструкции постоянно подвергаются нагрузке. Если соединение сжимается, возникают циклические напряжения, которые ведут к усталости.
Контролируемый преднатяг минимизирует эти последствия, увеличивая ресурс крепежа. Правильная фиксация позволяет создать необходимую силу трения между соединяемыми плоскостями. Она является основным механизмом сопротивления сдвиговым нагрузкам. При этом сам болт работает преимущественно на растяжение, что является более надежным режимом.
Множество внешних и внутренних факторов могут негативно влиять на прочность соединения. Потеря преднатяга не приводит к немедленному отказу, но повышает риск разрушения при циклических нагрузках. Среди основных факторов следует выделить:
Разница в коэффициентах теплового расширения (КТР) болта и соединяемых деталей при перепадах температур приводит к ослаблению зажима. Под воздействием высокого сжимающего напряжения микронеровности и шероховатости на контактных поверхностях деталей и шайб сглаживаются и деформируются. Это микроскопическое оседание приводит к потере преднатяга. При длительном воздействии высоких температур материалы могут пластически деформироваться. Медленная деформация под давлением также вызывает ослабление соединения.