Конструкция авиалайнера не менее сложна, чем человеческий организм. Роль нервных окончаний в ней отведена электрическим проводам, опутывающим корпус под обшивкой, а в качестве кровеносных сосудов выступают многочисленные трубопроводы. Малейшее повреждение электропроводки и трубопроводных систем чревато возникновением нештатных ситуаций на борту, поэтому важно зафиксировать элементы сетей и не дать им соприкасаться между собой. Для этого используются крепежные элементы, произведенные в соответствии со специальным отраслевым стандартом — хомуты ОСТ 1.
Авиационные хомуты представляют собой металлические кольца различных способов фиксации, внутри которых предусмотрен уплотняющий слой износостойкой резины, стойкой к воздействию агрессивных сред, низких и высоких температур. Крепежные элементы сохраняют свои свойства при перепадах давления и высоких вибрационных нагрузках.
Автокрепежи выполняют следующие функции:
Конструктивно крепежные детали делят на несколько категорий:
Согласно нормативам отраслевого стандарта, хомуты ОСТ 1 производятся с использованием высокоточного оборудования способом штамповки и лазерной резки. Для формирования заготовки применяют пайку, гибку и сварку.
В зависимости от области эксплуатации крепежных деталей, для изготовления используются следующие сплавы:
Для создания покрытия, повышающего эксплуатационные свойства крепежных элементов, используется цинк, хром или кадмий, а также технология химической пассивации.
В качестве материала для производства уплотняющего слоя используется резиновая смесь марки ИРП-1078/1285 и НО-68-1.
Благодаря своим свойствам помимо самолетостроения, авиационные хомуты ОСТ 1 используются при строительстве объектов энергетики, судостроении, машиностроительном комплексе, производстве железнодорожных составов.