Требования к деталям, применяемым в авиастроении, отличаются от общепромышленных норм, приведенных в стандартах семейства ГОСТ. Из соображений безопасности и технологичности самолетов гражданской и военной авиации, используемый при их изготовлении крепеж должен обладать:
Требования к этим характеристикам болтов и других видов крепежа, используемого в аэрокосмической отрасли и турбиностроении, приведены в отраслевых стандартах серии ОСТ 1.
Поэтому когда возникает необходимость приобрести болт ОСТ 1, стоит вначале подробнее изучить применяемые для изготовления такого крепежа виды металла и особенности маркировки этих болтов.
Всему комплексу требований, предъявляемых ОСТ 1 к характеристикам материалов, отвечают такие классы металлов и сплавов:
Для каждого из этих материалов в ОСТ 1 31076-80 предусмотрена особая маркировка, которая может наноситься на торец головки болта, боковые грани головки болта и торец стержня болта.
Согласно ОСТ 1 31076-80, предусмотрены такие обозначения для используемых в производстве авиационных болтов материалов:
Справа от маркировки материала наносится обозначение поля допуска диаметра стержня бортов исходя из таких принципов:
На ремонтные болты вместо поля допуска наносится их предназначение:
Маркировка на гранях головок болтов может быть только утопленной, а на торцах стержня и головки допускается нанесение как выпуклой, так и утопленной маркировки.
Для болтов с диаметром стержня менее 5 мм допускается отсутствие маркировки с обязательным указанием марки материала и поля допуска на бирке, нанесенной на упаковку крепежа.