Время работы: пн-пт с 09:00 до 18:00
Главная » Новости » Виды металла и маркировка для болтов

Виды металла и маркировка для болтов

Требования к деталям, применяемым в авиастроении, отличаются от общепромышленных норм, приведенных в стандартах семейства ГОСТ. Из соображений безопасности и технологичности самолетов гражданской и военной авиации, используемый при их изготовлении крепеж должен обладать:

  • высокой твердостью и прочностью на изгиб и срез;
  • минимально возможной массой;
  • максимальной точностью изготовления деталей;
  • технологичностью конструкции.

Требования к этим характеристикам болтов и других видов крепежа, используемого в аэрокосмической отрасли и турбиностроении, приведены в отраслевых стандартах серии ОСТ 1.

Поэтому когда возникает необходимость приобрести болт ОСТ 1, стоит вначале подробнее изучить применяемые для изготовления такого крепежа виды металла и особенности маркировки этих болтов.

Металлы, применяемые для авиационного крепежа

Всему комплексу требований, предъявляемых ОСТ 1 к характеристикам материалов, отвечают такие классы металлов и сплавов:

  • легированные и нелегированные стали;
  • алюминиевые сплавы;
  • титан и его сплавы;
  • медь.

Для каждого из этих материалов в ОСТ 1 31076-80 предусмотрена особая маркировка, которая может наноситься на торец головки болта, боковые грани головки болта и торец стержня болта.

Маркировка авиационных болтов

Согласно ОСТ 1 31076-80, предусмотрены такие обозначения для используемых в производстве авиационных болтов материалов:

  • Углеродистая сталь (10, 20, 45, А12) – маркировка не предусмотрена.
  • 16ХСН – маркировка ЛА либо черта на торце стержня болта.
  • 30ХГСА – ЛГ, ЛЗ или ЛК, в зависимости от прочности, либо точка на конце стержня болта.
  • 14Х17Н2 – НД.
  • Стали 12Х18Н9 и 12Х18Н10Т-М – НО.
  • 07Х16Н6-Ш – НЗ.
  • 10Х11Н23Т3МР-ВД – НК.
  • 13Х11Н2В2МФ – НГ.
  • Алюминиевые сплавы – не маркируются, кроме В95П, который обозначается как АВ.
  • Латунь Л59-1 маркируется как МА, а ее антимагнитная модификация – как МБ.
  • Латунь Л63 полутвердая не маркируется, а ее антимагнитная модификация требует маркировки МГ.
  • Титановый сплав ВТ16 имеет маркировку ТГ при прочности до 930 МПа, ТД после деформационного упрочнения и ТЗ при прочности свыше 1030 МПа.
  • Применяемые для крепежа марки меди М2, М3М не предполагают маркировки.

Справа от маркировки материала наносится обозначение поля допуска диаметра стержня бортов исходя из таких принципов:

  • p6 – П;
  • f7 – Х либо точка на торце головки болта;
  • u8 – Т;
  • h8 – Д либо три точки на торце головки;
  • x8 – В;
  • f9 – Ш либо точка на торце головки;
  • h10 – К либо четыре точки на торце головки;
  • болты для посадки с натягом – Г;
  • болты для переходной посадки – С.

На ремонтные болты вместо поля допуска наносится их предназначение:

  • Р1 – первый ремонт.
  • Р2 – второй ремонт.
  • Р3 – третий ремонт.

Маркировка на гранях головок болтов может быть только утопленной, а на торцах стержня и головки допускается нанесение как выпуклой, так и утопленной маркировки.

Для болтов с диаметром стержня менее 5 мм допускается отсутствие маркировки с обязательным указанием марки материала и поля допуска на бирке, нанесенной на упаковку крепежа.

ООО «Таганрогский метизный завод имени Г.В.Виноградова»
347900, Россия, Ростовская область, Таганрог, ул. Седова, 4-1
 
Copyright © 2021 ООО «Таганрогский метизный завод имени Г.В.Виноградова»
Политика обработки персональных данныхПравила использования материалов сайта