Отправить заявку
Авиационная техника эксплуатируется в тяжелых условиях при сильных перепадах температур. Поэтому детали должны быть прочными, надежными, а также устойчивыми к коррозии. Понимание того, как термические нагрузки влияют на болты ОСТ 1 31103-80 или другой крепеж отраслевого стандарта, позволяет сделать правильный выбор модификации.
Температура оказывает прямое и наиболее существенное влияние на прочностные характеристики материалов, из которых изготовлены авиационные болты. При повышении температурных показателей большинство металлов теряют прочность, что приводит к разрушению под нагрузкой. При низких температурных отметках некоторые сплавы могут становиться хрупкими и разрушаться.
Чтобы предупредить эти явления, при изготовлении авиационного крепежа используются специальные жаропрочные и криогенные сочетания материалов. Они разработаны для сохранения прочности и стабильности изделий отраслевого стандарта. К таким относятся никелевые и титановые сплавы, а также легированные стали. Поэтому при выборе болта необходимо руководствоваться особенностями и условиями использования крепежных деталей.
Колебания температуры влияют на преднатяг болтового соединения. Нередко оборудование или техника, которая собирается с помощью ОСТ-крепежа и крепежные элементы изготовлены из разных материалов, отличающихся коэффициентами теплового расширения. Поэтому нагрев или охлаждение приводит к ослаблению/перетягиванию болта:
Для предотвращения потери или избыточного натяжения используется несколько подходов. Подбираются материалы болтов и соединяемых деталей с максимально близкими КТР. Это позволяет минимизировать разницу деформаций. Применяются также методы контролируемой затяжки, при которых учитываются температурные поправки. Используются специальные резьбовые замки, контргайки и стопорные элементы, предотвращающие самооткручивание при термическом расширении и сжатии.
Температурная стабильность преднатяга является ключевым фактором долговечности авиационного крепежа. Любое изменение температуры должно быть учтено на этапе проектирования. Для этого используются точные данные о КТР материалов.
Многократные циклы нагрева и охлаждения, которые крепеж испытывает в процессе эксплуатации, вызывают термическую усталость. Ее следствием становятся изменения в структуре материала, которые провоцируют развитие трещин, возникающих под влиянием рабочих нагрузок. Особенно это касается болтов, расположенных в зонах сильной вибрации.
Высокие температуры значительно ускоряют процессы коррозии и окисления. Особенно это касается крепежа, подвергающегося воздействию агрессивных сред (соленая вода, выхлопные газы, гидравлические жидкости). Защитное покрытие, нанесенное на изделие, может не выдержать высоких температур и быстро разрушиться. Для противодействия этим явлениям применяются сплавы с высокой стойкостью к термической усталости и нанесение многослойных материалов на основу, которые сохраняют свои свойства при экстремальных температурах.